В Воткинске завершился 62-й Фестиваль искусств «На родине П.И. Чайковского». Артисты дали интервью журналистам «ВТВ плюс»

7 мая 2019 года, в день 179-летия великого композитора, завершился 62-й Фестиваль искусств «На родине П.И. Чайковского». Музыкальный праздник, уникальную возможность быть участниками которого имеют все жители Воткинска, подошел к концу. Он принес нам невероятную бурю эмоций, проник в самое сердце и тронул до глубины души. Оркестры, квартеты, трио, солисты - совершенно разные, но неизменно талантливые музыканты подарили нам бесценные минуты абсолютного счастья. И мы им за это бесконечно благодарны. Да, фестиваль завершен, но осталось приятное послевкусие и яркие впечатления, которые будут жить с нами до следующей музыкальной весны.

Артур Смольянинов: «Я люблю совмещать несовместимое»

26 апреля жители Воткинска смогли стать свидетелями потрясающего действа — на сцене ДК «Юбилейный» выступил необычный творческий союз артистов разных жанров. Артур Смольянинов — актер театра и кино, режиссер, автор оригинальной музыки. Борис Андрианов — классический виолончелист. Валерия Коган — актриса театра и кино, режиссер, пианист и аранжировщик.

Объединила артистов дружба, любовь к музыке и творчеству Иосифа Бродского. Как результат родилась рифмо-инструментальная конструкция для трех инструментов и голоса на основе поэтических наблюдений и зарисовок И. Бродского «Реки и улицы. Путешествие по смыслам и звукам».  На стихи поэта исполнители наложили музыку Иоганна Баха, Генри Перселла, Франца Шуберта, Фредерика Шопена, Сергея Рахманинова и свои авторские композиции в джазовой и даже рок-стилистике.

Описать этот концерт словами сложно, его нужно видеть, слышать и чувствовать. Удивительный голос Артура Смольянинова и его манера прочтения произведений Бродского, виртуозная игра на виолончели Бориса Андрианова и чувственное исполнение музыки на фортепиано Валерии Коган - на протяжении полутора часов, от первого до последнего звука, зрители были погружены в особую атмосферу, когда поэзия и музыка не просто дополняют друг друга, но составляют единое гармоничное целое. Мощнейшая энергетика, непередаваемые эмоции — ничего подобного Воткинск еще не видел!

После концерта, несмотря на усталость, артисты дали автографы всем желающим и побеседовали с журналистами.

 

-     

Артур, скажите, почему для спектакля вы выбрали творчество Иосифа Бродского?

 

-     

Все просто, я люблю поэзию Бродского.

 

-     

Как родилась идея создания рифмо-инструментальной конструкции?

 

-     

Я сидел на кухне с гитарой, что-то играл, открыл одно стихотворение Бродского, накидал музыку. Спел жене — ей понравилось. И я подумал, что если это неплохо, то нужно развивать. А поскольку с Борисом Андриановым у нас уже была история совместного спектакля по Бродскому «Посвящается Ялте», я ему предложил что-нибудь вместе сделать. Он согласился. Потом показал Валерии все, что у меня есть, и спросил, что можно сделать. Лера откликнулась и написала аранжировки. Так стала рождаться программа.

 

-     

Инструменты — гитара, виолончель  и фортепиано — были выбраны неслучайно?

 

-     

Я люблю совмещение несовместимого. Гитара с железными струнами, классические виолончель и фортепиано. Но все от людей зависит. С другим музыкантами я бы вряд ли смог сыграть.

 

-     

Почему свою программу вы назвали конструкцией? Слово не слишком музыкальное.

 

-     

Это у меня такое авангардное настроение было. Я себя чувствовал немного Малевичем. Поменяем, согласен.

 

-     

Творчество каких еще поэтов вам близко?

 

-     

 Я люблю Ахматову очень. Александр Васильев, лидер группы «Сплин», нравится как поэт. Вообще в русском роке много талантливых поэтов.

 

-     

Можем ли мы надеяться на то, что вы приедете в наш город снова?

 

-     

Я живу настоящим и на будущее не загадываю.

 

«...и в этих словах, и в музыке есть много смысла. Смыслы эти созвучны нашей жизни... Мы их пропускаем через себя, трансформируем, компилируем и складываем в некую… музыкально-поэтическую... конструкцию... Это не про Бродского… Это про жизнь, про наше отношение к ней. Про то, как мы на нее смотрим. И наша попытка что-то в этой жизни… создать красивое и осмысленное, свое…» - так сказал о своем проекте при его создании Артур Смольянинов. И мы это хорошо почувствовали.

 

Екатерина Мечетина: «Сейчас я понимаю, откуда П.И. Чайковский черпал вдохновение»

 

Высокая честь закрывать 62-й Фестиваль искусств «На родине П.И. Чайковского» в день рождения композитора выпала заслуженной артистке России, одной из самых востребованных пианисток нашей страны и мира Екатерине Мечетиной и Ульяновскому симфоническому оркестру «Губернаторский» под управлением Ильи Дербилова.

В первом отделении в потрясающем исполнении Екатерины Мечетиной и оркестра прозвучал Третий фортепианный концерт Сергея Рахманинова, во втором Ульяновский оркестр сыграл Симфонию №6 П.И. Чайковского, которая прозвучала на родине композитора спустя 125 лет с момента его безвременной кончины.

По окончании концерта Екатерина Мечетина с удовольствием пообщалась с представителями местных СМИ, в числе которых, конечно, и газета «ВТВ плюс»:

 

-     

Екатерина, спасибо за прекрасное выступление! Мы покорены вашим творчеством! И сразу хотелось бы высказать надежду на дальнейшие встречи.

 

-     

Мне бы хотелось вернуться в Воткинск, правда. Ваш водоем просто очарователен. Я неровно дышу к пейзажным моментам в городах. Увидев, как провел свои детские годы Петр Ильич Чайковский на берегу пруда, я поняла, откуда у него вдохновение. Кроме того, у вас прекрасный зал и Дворец культуры, который замечательно реконструирован.

 

-     

Мы знаем, что вы записали новую версию «Времен года» П.И. Чайковского...

 

-     

Да. То, что я сегодня сыграла на бис - это часть программы, «Майская музыка». «Времена года», как известно, это 12 пьес по месяцам. Но у Петра Ильича огромное количество пьес и ноктюрнов. Когда я занималась со студенткой - она играла ноктюрн Чайковского — я показала ей другое произведение и сказала: «Смотри, это же похоже на май из «Времен года» - по атмосфере, по образности, хотя музыка интонационно другая. И я стала в этом направлении думать, обложилась нотами и подобрала альтернативные миниатюры под каждый месяц. Получилась, на мой взгляд, интересная подборка. Единственная пьеса в обработке — это декабрь, я взяла ее в виде транскрипции одного современного аранжировщика, пианиста Вячеслава Грязнова. Эту программу, которую я называю «Времена года 2.0» я играю в текущем сезоне. Может быть, мне удастся выступить с ней и в Воткинске в Музее-усадьбе П.И. Чайковского.

 

-     

Екатерина, вы входите в число участников Совета по культуре и искусству при Президенте РФ. И одним из ваших предложений было добавлять баллы к ЕГЭ детям, которые окончили музыкальную школу.

 

-     

Да, это было в рамках совещания на уровне Министерства культуры РФ, посвященного проблемам музыкального образования. Я выступила с речью, это, естественно, услышал министр. У нас сейчас большое количество вопросов, связанных с развитием музыкального образования, а именно его первой ступени. Сейчас мы ждем, когда будет создана рабочая группа, которая сможет решать все вопросы.

Согласитесь, музыкальная школа — это огромный труд. И здесь я стою на позиции здравого консерватизма. Я выступаю за то, чтобы не упрощать наше музыкальное образование. Понятно, что все дети разные, и педагог может регулировать сложность задания в зависимости от продвинутости ученика. Но это не говорит о том, что нужно урезать количество часов, количество лет. Я не понимаю, какой смысл учиться в музыкальной школе 4 года. В этом возрасте — с 1 по 4 класс — дети еще не сформированы как личность. И если мы хотим образовывать их, знакомить с богатством музыки, это надо делать до того возраста, когда они начинают что-то в этом понимать. И я считаю, что существующая система — 7-8 лет в музыкальной школе — является оптимальной.

Кроме того, занятия музыкой не только развивают способность пальцев бегать по гаммам, - все гораздо глубже. Развивается сразу несколько видов памяти - зрительная, двигательная, слуховая. Ребенок учится концентрироваться и выносить свое творчество на сцену. Это большая дисциплина.

Еще один момент — это то, что в общеобразовательной школе не так много предметов, которые развивают эмоциональную сферу человека. А я, честно говоря, не представляю русского человека, гражданина нашей страны без развитой эмоциональной сферы. Иначе возникают разговоры о потерянном поколении. И художественное, музыкальное образование — все, что связано с выражением человеческих эмоций, никак не может повредить. Поэтому добавление баллов ЕГЭ выпускникам музыкальных школ я считаю оправданным.

 

-     

Можете ли вы дать совет, как стать выдающимся музыкантом?

 

-     

Сергей Рахманинов говорил, что в нем 85% музыканта и 15% человека. Музыкант - это образ жизни. Талант - вещь ускользающая. Я знаю несколько примеров, когда человек был невероятно одарен, но по некоторым причинам — кто-то медные трубы не вынес, кто-то просто пустился на волю жизненных удовольствий - развитие такого выдающегося таланта ничем не закончилось. И, с другой стороны, знаю людей, которые от природы одарены чуть скромнее, но они невероятные трудяги и достигают высот несравненно больших. Очень важным является и везение. Вообще, на мой взгляд, успех трудно измерим, у каждого свои представления об успехе. Для кого-то это просто возможность  выходить на сцену, но многие талантливые люди даже этого не могут.

 

-     

Вы с детства были влюблены в музыку и свой инструмент?

 

-     

Есть фанаты, которых и в детстве было не оттащить от инструмента. Я никогда такой не была. Меня родители заставляли, мы, бывало, ссорились по этому поводу. Любовь пришла чуть позже. И я уверена, мои родители, тоже музыканты, но не концертирующие исполнители, когда представляли себе мое будущее, не знали, куда это заведет. Все-таки артист-солист, который выходит на сцену, сталкивается с большими психологическими сложностями. Мы с родителями вместе прошли этот путь, и я рада, что у меня есть такие тылы.

 

-     

Спасибо, Екатерина! Уже с нетерпением ждем новой встречи с вами!

 

 

Нас ждут громкие имена!

Окончание каждого Фестиваля искусств — это не только легкая грусть, но и трепетное ожидание следующей весны. В 2020 году мы будем праздновать 180-летие со дня рождения П.И. Чайковского, а значит, нас ждет что-то особенное. О том, каким будет 63-й Фестиваль искусств «На родине П.И. Чайковского» и легко ли договариваться с музыкантами об участии в нем, мы побеседовали с директором Удмуртской государственной Филармонии Алексеем Фоминым.

 

-     

Алексей Юрьевич, уже известно, какие музыканты приедут к нам в следующем году?

 

-     

Да, 63-й Фестиваль уже сформирован, но подробности будут чуть позже. Могу сказать одно — он будет греметь так же, как и 58-й Фестиваль. Мы понимаем, что в 2020 году празднуем 180-летие композитора, поэтому точно будут громкие имена. И мы постараемся сделать максимальное количество концертов в Воткинске. Однако хотелось бы, чтобы жители города заполняли зал до отказа, в этом году с этим были проблемы.

 

-     

Насколько трудно договориться с музыкантами об участии в фестивале?

 

-     

В свое время фестиваль назывался «Музыкальный фестиваль, посвященный П.И. Чайковскому». С 2012 года мы называем его «На родине П.И. Чайковского». Это важно. Когда мы обозначаем его так, с артистами проще разговаривать, их не приходится убеждать, потому что для каждого музыканта от мала до велика родина Чайковского — это своего рода мекка, чтобы набраться сил и пойти дальше.

 

-     

В этом году мы смогли увидеть не только концерты оркестров, солистов, но и экспериментальные проекты. Будет ли продолжена эта тенденция?

 

-     

Да, уже три года мы выходим за рамки только музыкального вида искусства. И в этом нас поддерживает Глава Удмуртии. Обозначая фестиваль как фестиваль искусств, мы можем приглашать экспериментальные проекты, как, например, «Эксцентрик-балет» Сергея Смирнова, рифмо-инструментальную конструкцию по творчеству Бродского Артура Смольянинова. Кроме того, в рамках фестиваля мы проводим Всероссийский открытый марафон искусств, где отбираем на мастер-классы талантливых детей. В этом году со всей республики в марафоне приняли участие свыше 700 человек. Шесть профессоров Московской центральной музыкальной школы приезжали в Удмуртию заниматься с детьми, которых отобрали они сами. Трое детей стали лауреатами благотворительного фонда «Новые имена», президентом которого является Денис Мацуев. В следующем году марафон тоже сохранится, но мы хотим расширить список специальностей и инструментов, а также включиться в Президентский грант, чтобы марафон был отдельно финансирован.

Похожие материалы

01:07, 04 августа 2017
Общественность Воткинска выступила проти...
Активисты считают - подобное строительство недопустимо рядом с мемориальным домо...
Источник: izvestiaur.ru
10:25, 07 мая
7 интересных фактов о личности Петра Иль...
Сегодня - 179 лет со дня рождения гениального русского композитора П.И. Чай...
Источник: votkinskonline.ru/

Комментарии

0 из 0 Комментировать
Андрей Петросян
Опубликовать

Вход

Регистрация
Забыли пароль
Мой портрет Перетащите фото или нажмите, чтобы выбрать фото на вашем компьютере
Зарегистрироваться
Чтобы сменить пароль, напишите электронную почту через которую вы регистрировались.
Сменить пароль

Сервис в разработке

Нажмите, чтобы сохранить купон, и предъявите его для получения скидки.

Каждая акция имеет ограниченный срок действия, в течение которого у пользователя сайта ВоткинскДа появляется уникальная возможность воспользоваться предложениями от наших партнеров.
Центр компьютерных решений "ЧИП"
спортивная компания "HOLLYWOOD"
Такси "МИГом"
Купон
Здесь может быть ваш купон
Купон
Здесь может быть ваш купон
Купон
Здесь может быть ваш купон